Несколько постов назад у меня в канале была фотка прекрасных традиционных корзин, и кое-кто стал спрашивать, что это за красота. Я про них смутно слышала, но толком ничего не знала, поэтому пошла разбираться и меня затянуло, как всегда. В общем, я прочитала несколько научных работ и одно очень подробное руководство на тридцать страниц, теперь у меня болит мозг от количества информации, но я страшно довольна и буду рассказывать.
Необычные корзины называются «четыре сиськи» из-за своей формы (и бурного воображения местных рукодельников). Создает их несколько индейских общин, одна из которых — племя канаан. В них я не смогла разобраться, так как весь гугл забит теорией, что это племя — потомки десяти исчезнувших колен народа Израиля. А это, знаете ли, отдельное поле изучения для диванного исследователя, требующее больших эмоциональных сил. Пришлось сосредоточиться на другой индейской общине.
Племя esperara siapidaara живет в тихоокеанском регионе Колумбии: места теплые, красивые и дикие — населенный пункт на 28 тысяч человек считается уже чуть ли не мегаполисом. В доколумбовы времена эти индейцы были кочевниками, с приездом испанцев их, как водится, угнетали и христианизировали, а еще позднее посадили на клочке земли и запретили бродяжничать. Так они стали оседлым племенем и занялись сельским хозяйством. Тем и живут сейчас. А еще — плетением корзин, самые необычные из которых те самые четыре сиськи.
С христианством это племя не очень сильно подружилось, у них вид шаманизма, который называется jaibanismo, и вокруг шамана-jaiban консолидируется община. Только это не такой шаман, который в транс впадает, с духами беседует, и еще на полставки работает лекарем, а более всемогущий. Я честно старалась понять всю их систему мировоззрения (спасибо антропологу-этнографу, который это описал), но там полный Кастанеда и пересказать сложно.
Понравилась история о происхождении человека. Две сущности создавали мир вокруг: леса, моря, горы. Решили создать человека, но поругались, кто из них над этим проектом будет работать. В итоге каждый стал создавать своего. У сущности, которая работала с глиной, человек получился лучше, чем у той, которая работала с камнем. Глиняного человека оставили, проигравшая сущность обиделась и ушла в “нижний” мир, а выигравшая осталась наверху. Теперь думаю, какими бы мы были, если бы в конкурсе победил каменный человек. У всех этих историй куча версий и разные концовки, так как с испанским эти индейцы тоже не очень подружились, сказания передают в основном устно на своем языке (так и не поняла, есть ли у них письменность).
Ну ладно, теперь про корзины. Делают их исключительно женщины из растения – родственника какао-дерева. В краях индейцев оно не растет, за ним ходят три часа в одну сторону. У меня есть подробная инструкция, какие деревья брать, как отрезать, на каком плече нести и т. д. — кому надо, могу прислать, вдруг соберетесь. Растение разрезают на ленты, подсушивают, кипятят в краске (все натуральное, один из красителей — куриная кровь). На подготовку материала уходит дней пять. Ну а дальше начинают плести, узоров много, у каждого — свое название. Нижние ряды делают специальным прочным плетением, которое называется “старая дорога”.
Корзинки изначально именно для хранения всего предназначались, потом поняли, что их туристам можно продавать. Правда, туристов в тех краях не особо, туда еще доехать попробуй. Поэтому в соседних деревнях их продают за три копейки. Серийного производства нет, даже в хорошем смысле — так, чтобы были понятные поставщики материалов и организованный отдел сбыта.
В Колумбии есть государственная программа поддержки индейских ремёсел, благодаря ей корзины выехали «в свет», участвуют в национальных ярмарках и выставках. Сейчас чаще всего их можно увидеть в модных отелях и в каких-нибудь дизайнерских квартирах. Такие вот чудесные «четыре сиськи».
Комментариев нет