Нарушения на выборах
Выборы в Венесуэле происходили крайне непрозрачно. Лишь немногим наблюдателям было разрешено наблюдать за голосованием. Среди них был Центр Картера, который в заявлении, опубликованном в этот понедельник, попросил CNE «немедленно» опубликовать результаты на уровне избирательных участков, заявив, что эти результаты «критически важны» для оценки Центра Картера и «важны для всех венесуэльцев».
На выборах присутствовал также представитель Организации Объединенных Наций, который впоследствии заявил, что Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш призвал к «полной прозрачности» и к тому, чтобы избирательный орган «выполнял свою работу независимо и без вмешательства, чтобы обеспечить свободное волеизъявление избирателей».
Лидеры венеусуэльской оппозиции осудили нарушения ещё в воскресенье, пока голоса обрабатывались и подсчитывались. Их наблюдателям было отказано в доступе в штаб-квартиру CNE. Лидер оппозиции Мария Корина Мачадо заявила, что у нее есть протокол, показывающий победу Эдмундо Гонсалеса на веб-сайте, где размещены результаты избирательных протоколов.
Оппозиция заявила, что CNE блокировала отправку данных с избирательных участков в центральный орган, тем самым предотвратив обработку большего количества голосов. В ответ на это в штабе Мадуро сделали сенсационное сообщение, что «жёсткая хакерская атака» на избирательную систему Венесуэлы не дала передать 100% данных о результатах выборов президента, и теперь часть данных о голосовании безвозвратно утеряна.
В понедельник генеральный прокурор Венесуэлы Тарек Уильям Сааб подтвердил предполагаемое кибервмешательство. «Атака могла быть осуществлена из Северной Македонии и имела целью манипулировать данными, полученными в CNE», — сказал он.
Правительство Мадуро и раньше обвиняли в фальсификации результатов голосования. Не секрет, что правящая партия контролирует почти все государственные институты, включая CNE, которую в 2017 году обвинили в манипулировании показателями явки со стороны компании-разработчика программного обеспечения, предоставившей технологии голосования.
Беспорядки в Каракасе
Хотя сторонники Мадуро праздновали его победу в некоторых частях Каракаса, понедельник был отмечен намного более широкими протестами оппозиции. Сотни людей прошли маршем по улицам столицы, размахивая венесуэльскими флагами и скандируя «¡Y va a caer, y va a caer, este gobierno va a caer!» («И оно падет, и оно падет, это правительство падет!»). Стук кастрюль и скоровородок (эта форма протеста известна как «касероласо») был настолько громок, что его можно было слышать издалека. Протестующие перекрыли улицы, сжигая плакаты Николаса Мадуро. В некоторых частях города к протестам присоединились даже сотрудники полиции.
По данным неправительственной организации Laboratorio de Paz («Лаборатория мира») в течение двух дней перед штаб-квартирами муниципальных и региональных властей, а также перед офисами CNE прошло, по меньшей мере, 210 акций протеста. По их подсчётам, было снесено восемь памятников, семь из них Уго Чавеса. Штаб-квартиры мэров и Объединенной социалистической партии Венесуэлы были сожжены. «Протесты были организованы самостоятельно, спонтанны и децентрализованы. У них не было единого фокуса интересов или заранее определенных маршрутов из одной точки в другую на территориях», — заявила организация.
Николас Мадуро осудил протесты, заявив, что его правительство «знает, как противостоять этой ситуации и победить насилие». Он также заявил, не предоставив доказательств, что большинство протестующих уголовники, и что план «жестокой, фашистской и криминальной контрреволюции» был разработан «американским империализмом, международными правыми, колумбийскими наркоторговцами и Илоном Маском».
Для венесуэльцев в этой риторике нет ничего нового. Предыдущие протесты оппозиции против чавистского режима приводили к жестким репрессивным мерам со стороны полиции и армии в 2017 и 2019 годах.
Во второй половине дня члены Боливарианской национальной гвардии (БНБ, военизированной полиции) и Боливарианской национальной полиции (ПНБ) начали в защитном снаряжении наступать на протестующих, шедших по главной магистрали венесуэльской столицы, со слезоточивым газом и резиновыми пулями. В результате, по меньшей мере, два человека погибли, 46 были арестованы и десятки получили ранения. Первая жертва была зарегистрирована в Клинической больнице Маракай (HCM) в штате Арагуа. По данным медцентра, 30-летний Рансес Изарра, студент, в которого попала пуля, «когда он протестовал возле Редома-де-Сан-Хасинто в Маракае, штат Арагуа». Несмотря на это, Эдмундо Гонсалес и Мария Корина Мачадо призвали продолжить протесты.
К вечеру понедельника неправительственная организация Foro Penal сообщила уже о шести погибших и 132 задержанных. Генеральный прокурор Венесуэлы Тарек Уильям Сааб сообщил во вторник, что задержано 749 человек. Число убитых, согласно Foro Penal, выросло до 11.
Во вторник стало известно о похищение лидера оппозиционной партии Voluntad Popular («Народная воля») Фредди Суперлано. Несколько человек, одетых в черное перехватили машину, в которой ехал Суперлано, насильно увезли его и посадили в грузовик, что следует из видео, которое партия опубликовала в социальных сетях.
Тем же вечером Коста-Рика предоставила политическое убежище Эдмундо Гонсалесу и Марии Карине Мачадо. Заявление министра иностранных дел Коста-Рики Арнольдо Андре Тиноко об этом поступило через несколько часов после того, как президент Национальной ассамблеи Венесуэлы Хорхе Родригес обратился к прокуратуре с просьбой арестовать лидеров оппозиции, обвинив их в руководстве «фашистским заговором» с целью свержения власти в Каракасе. «Моя ответственность — продолжать эту борьбу вместе с народом», — ответила Мария Карина Мачадо, отказавшись покидать страну.
Реакция стран Латинской Америки
Первыми поздравили Николаса Мадуро с победой его политические союзники – Россия, Китай, Куба, КНДР и Иран. Также признали результаты выборов Гондурас, Куба, Никарагуа и Боливия. Однако, девять государств Латинской Америки фактически потребовали пересмотреть результаты выборов.
Правительства Аргентины, Коста-Рики, Эквадора, Гватемалы, Панамы, Парагвая, Перу, Доминиканской Республики и Уругвая потребовали присутствия в Венесуэле независимых наблюдателей и заявили о намерении запросить срочное заседание Постоянного совета Организации американских государств (ОАГ) для принятия резолюции, защищающей волю венесуэльского народа. В ответ на это МИД Венесуэлы отозвал своих дипломатов из этиих стран.
Дальше всех пошёл президент Панамы Хосе Рауль Мулино в понедельник объявивший о приостановке дипломатических отношений с Венесуэлой. Учитывая важность панамского транзита эмигрантов из Венесуэлы, это решение имеет тяжёлые последствия для страны, ведь по данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), с 2014 года Венесуэлу покинули почти 8 миллионов человек. В данный момент венесуэльцы удерживают второе место по миграции в США, также много венесуэльцев ищет убежища в Колумбии, Перу и Бразилии.
Реакция США на выборы в Венесуэле оказалась предсказуемой. “Результаты голосования не совпадают с независимыми данными, с которыми ознакомились США, в связи с чем Вашингтон исключает отмену действующих санкций, а также рассматривает возможность введения новых”, — сообщает Bloomberg со ссылкой на администрацию Байдена.
К вечеру вторника Организация американских государств (ОАГ) выступила с 23-страничным отчётом, общий смысл которого таков, что результаты выборов, объявленные Избирательным советом Венесуэлы (CNE), не могут быть признаны из-за отсутствия прозрачности и доказательств.
Отмечается, что CNE не предоставила подробную информацию об обработанных бюллетенях, когда объявила президента Николаса Мадуро победителем, что делает невозможным «демократическое признание» официальных результатов. Осуждается сопротивление CNE национальному и международному наблюдению, нежелание позволить свидетелям оппозиции войти в центры для голосования, «противоречие между объявленными процентами и гражданами» и внезапно назначенные на день выборов «проверочные учения».
В докладе правительство Мадуро обвиняется в политическом преследовании лидеров оппозиции, в частности отмечается, что Мария Корина Мачадо, победительница основных оппозиционных праймериз, была дисквалифицирована в качестве кандидата. «Режим Николаса Мадуро в очередной раз предал венесуэльский народ, заявив, что он уважает волю народа, одновременно делая все возможное, чтобы манипулировать ею и игнорировать её», – заключает отчёт.
ОАГ заявила, что основывает свой отчет на первичных и вторичных источниках, включая прямые беседы с ключевыми фигурами в процессе, результаты, собранные национальными инициативами по наблюдению и организациями гражданского общества, а также публичные сообщения от политических и институциональных субъектов.
Комментариев нет