Коротаю время в бетонной коробке с задернутыми шторами, пока за окном стена из дождевых струй и не слышно собственных мыслей, если они есть, за шумом падающих капель. Тропики. Ничего не поделаешь, тропические ливни могут смыть всё, оставив лишь заполненные прозрачной водой канавы и блестящую от влаги растительность, глубоко пустившую корни в плодородную землю. Думала ли […]

Коротаю время в бетонной коробке с задернутыми шторами, пока за окном стена из дождевых струй и не слышно собственных мыслей, если они есть, за шумом падающих капель. Тропики. Ничего не поделаешь, тропические ливни могут смыть всё, оставив лишь заполненные прозрачной водой канавы и блестящую от влаги растительность, глубоко пустившую корни в плодородную землю.

Думала ли я два года назад, смотря из больничного окна в маленький двор о том, что когда-нибудь буду проводить субботнее утро таким образом: напившись черного кофе и наевшись подобранных с мокрой после вечернего дождя земли прекрасных манго? Нет. Но сейчас не о том. Коста-Рика – всего лишь одна из сотен стран, где можно жить. Одна из многих стран с тропическим климатом, с вечным летом и океанским берегом. Одна из нескольких стран в Латинской Америке, с похожей историей, обладающих схожими природными условиями и, как следствие, экономикой. Одна из стран, куда едут в отпуска североамериканцы, для которых перелет сюда не составляет никакого труда и не требует больших затрат, от этого они и едут сюда чуть ли не толпами и часто остаются здесь после выхода на пенсию. А что ещё нужно: тепло, океан и фрукты круглый год. Я пока ещё не на пенсии, но, прожив здесь больше года, помимо всех плюсов, углядела и минусы, которые, вероятно, есть в каждой стране. Просто каждый выбирает, что для него важнее и с чем он готов или не готов мириться.

Про минусы субъективно, конечно, как и все и везде, и для многих это совсем не важно, но не для меня. Спустя пятнадцать месяцев я так и не смогла ответить себе на некоторые вопросы, касающиеся этой маленькой загадочной страны. Вопросы эти, как и все, или почти все в моей жизни, крутятся вокруг темы еды. Кстати, выяснилось недавно, что мой журнал читает бывшая знакомая А., которая почему-то считает, что я слишком часто пишу о еде, вероятно, потому что я недоедаю, и вообще сильно похудела (не знаю, почему она так решила), о чем она решила написать ему с просьбой обратить внимание на мое питание )). Да, пока я не нашла себе постоянного занятия, кроме помощи своему другу и, как он любит себя называть, соратнику и приготовления здоровых обедов, хождение по магазинам и редкие в последнее время выезды на рынок остаются важной частью моей жизни, потому что а) я люблю поесть и б) вопрос денег для меня всегда болезненный. Так вот, основных сложностей в КР для меня две – дороговизна и отсутствие. С чего начать?

Отсутствие. Вероятно, я слишком мало была в столице и других крупных городах, чтобы мое мнение было объективным. Вероятно, там можно найти все, что можно, но опять же, надо еще поискать, а в отдаленных городках и поселках типа нашей Увиты с ассортиментом сложновато. Тогда возникает вопрос в том, почему здесь так плохо развита интернет-торговля и плавно вытекающая из этого доставка не только в пределах столичного региона, но и по всей стране. С началом ситуации с коронавирусом такой вид продвижения собственных товаров несколько активизировался, но в пределах нашего тихоокеанского треугольника: Доминикал – Увита – Охочал с захватом более-менее крупного Сан Исидро, что было вызвано необходимостью реализовывать товар у местных фермеров, однако заказ чего бы то ни было из С.-Х. сопровождается некоторыми трудностям. Если нет собственного автомобиля, предстоит как-то улаживать вопрос с водителями автобусов, что для меня без необходимого знания языка представляется мало вероятным, да и полагаться на местное pura vida как-то боязно.

Чего же здесь нет? Опять же, про еду. В магазинах почти не продают орехи. Есть местный арахис, очень мало миндаля и макадамии, хотя она здесь растет, а грецкие орехи лучше не покупать – почти все старые и прогорклые. Из ягод продают только мору, которая обычно в замороженном виде или на рынке, но совсем не спелая, и клубнику, которая, хоть и местная, но какая-то невкусная. Нет многих специй, например, мне никак не удается найти кардамон, нет круп, кроме длиннозерного риса, маленький выбор сухофруктов. Что странно, не только сухофрукты здесь в дефиците. Казалось бы, тропики – родина всевозможных фруктов, которые растут круглый год, но, даже на рынке выбор не такой большой, как должен был бы быть, а в магазинах совсем плохо. Продают один вид манго, да и те часто каменные, два вида бананов, хотя их здесь десятки, и импортное авокадо. Сейчас появились местные, но до этого их не было несколько месяцев, а цены сейчас почти одинаковые. Так вот, почему авокадо, которое может расти здесь в каждом дворе, стоит на прилавках так же, или даже дороже, как в СПб? Инжир, который растет здесь в горах, продается исключительно в засахаренном виде. Сушеные манго и другая экзотика, от которой, казалось бы, должны ломиться полки магазинов, продается в единственном экземпляре и стоит как сувенир ручной работы. Будь у меня дегидратор, я бы столько всего наделала и продавала намного дешевле, чтобы приучить местных жителей к полезным и вкусным перекусам. Меня поражает, что многие костариканцы не знают и половины фруктов, которые мы попробовали в прошлом году. Такое чувство, что привычные туристам пять наименований (манго, папайя, банан, ананас, кокос) – это все, на что хватает их кругозора. Предпочитая покупать чипсы и газировку, если судить по покупательским корзинам, они делают выбор в пользу тяжелой жирной пищи, забывая о доступном природном богатстве. Почему здесь не продают или продают в минимальном количестве (в супермаркете видела один раз) маленькие хрустящие огурчики, предлагая исключительно огромные толстокожие огурцы, больше похожие на кабачки? А помидоры редко когда бывают спелыми. Здесь не найти листовой чай. Черного, похоже, вообще нигде нет, а за зеленым нужно ехать в китайский магазин в Сан-Хосе. У меня теперь, правда много: две пачки, хватит на год, как минимум, с моими-то темпами. Только пакетики, хотя можно найти сушеную ромашку и местный вариант гибискуса – rosa de jamajka, что мы и делаем. Правда, в последнее время я чаще завариваю мяту.

В Коста-Рике растет арахис, но вся продаваемая арахисовая паста – из Штатов, с солью, сахаром и кучей добавок, или «Органик» в три раза дороже с местных финок. Знаю, что надо свою делать, но нет пока возможности…

Плавно перехожу к дороговизне. Про авокадо уже написала. Что ещё? Коста-Рика – страна, в которой растет какао. Но в магазинах вы едва найдете плитку шоколада местного производства. Мы, например, покупаем темный шоколад из Испании. В Никарагуа, например, на полках стояли простые плитки по доступным ценам, сделанные там же. Продукция из местного сырья есть разве что для туристов по ценам, как мне кажется, недоступным местным жителям, с красивыми картинками, конечно, но вот не готова я выложить сто рублей за 40-граммовую посредственную плитку с попугаем на обертке. Мне так и не удалось найти государственное предприятие, изготавливающее шоколад, типа российского Рот-Фронт или ф-ки Крупской. Шоколадное дело сосредоточено в руках индивидуальных производителей, рассредоточенных по стране, которые производят, создается впечатление, шоколад исключительно для богатых туристов, и ассортимент не так уж велик. Многообразие вкусов и форм есть разве что в Ла Фортуне, в маленьком, но с богатым выбором магазинчике, напомнившем мне бельгийские шоколадные бутики. Есть крупная компания, но её продукция тоже пока до Увиты не дошла, а в Сан-Хосе я не искала. Причем какао растет здесь по всей территории и можно сажать хоть в горах, хоть на побережье, но бобы, в основном, идут на экспорт. Так что костариканскую плитку легче встретить где-нибудь в Европе, чем на родине, а у меня столько идей…

И еще одна особенность: местные производители очень любят брать деньги за упаковку. Купили мы как-то хлебцы в большой коробке, открыли ее, а там десяток индивидуальных упаковок по три штучки в каждой и куча оберток, за которые заплатили. Или конфеты я купила: бумаги больше, чем шоколада. В следующий раз сначала посмотришь, потом передумаешь покупать.

Не понятно ценообразование на фрукты. Почему три платана, которые растут в каждом дворе десятками, стоят столько же, сколько ананас, который один на растении и требует год до сбора урожая, и столько же, сколько одна свекла, которую, не зависимо от размера, продают здесь поштучно? Столько же, сколько стоит пачка чипсов и маленькая банка пива, для сравнения, и упаковка укропа. Очень дорогой хлеб: на прилавках только из пшеничной муки, а с добавлением ржаной, очень дорогой, да и то поискать предстоит.

Импортные продукты стоят столько, что, купив, будешь давиться, вспоминая, сколько за них заплатил. Финики по цене грецких орехов, виноград по 300-400 рублей самый дешевый, и яблоки, которые стоят дороже ананаса. Хлебцы и сухарики (иногда хочется) и не местный рис, который подходит для пудингов и т.д. стоят состояние, так же, как квашеная капуста из Германии).

Вероятно, буду дописывать то, что ещё вспомню. Пока это то, что наболело. Непонятно, как в стране, где почасовая ставка колеблется от 120 рублей, местные жители могут позволить себе такие дорогие продукты. Вот они и покупают фасоль и маргарин, которые стоят относительно недорого, и запивают это все литрами местного кофе, который, о чудо, не пугает количеством цифр на ценнике.

Total Views: 455 ,

Комментариев нет

Добавить комментарий