Антон Аксюк — московский музыкант, создавший в 2016 году группу «Дефеса», миссия которой — перевод на русский язык и переосмысление традиционной и эстрадной бразильской музыки. «Песни исполнены и записаны с целью содействия дружескому сближению музыкальных культур России и Бразилии», — поясняется на диске группы. Но это не совсем точно: ведь самое главное в «Дефесе» — невероятные эмоции. О том, как появилась «Дефеса», и из кого она состоит, рассказывает Антон Аксюк.

Когда летом 2016 года с помощью друзей и знакомых я перевел несколько классных бразильских песен, это не было ни «Дефесой», ни даже мыслью о создании группы. Даже слово «Тропикалия» я тогда ещё толком не выучил. Но чем больше копал историю, тем понятнее становилось, что с 1967 по 1970 год в Бразилии произошло нечто по-настоящему мощное, обладающее достаточной магнетической силой, чтобы все лучшие артисты и авторы оказались вовлечены в единый утопический, протестный арт-проект. А собравшись вместе, они, эти титаны, получили вообще особое качество: уже не люди, а какие-то аргонавты, живые superheroes, пятьдесят лет назад сотворившие музыку, которая жива здесь и сейчас. Так значит и мы, русские ребята, можем пить из той чашки… Можем и обязаны напоить других! Рассказать! Оформившись таким образом, эта идея стала идеей нашего проекта.

«Дефеса» – проект коллективного авторства. Любой, кто приходит сюда, как бы подписывается на квест с Руном, и невозможно рассказывать о проекте, не упомянув всех музыкантов. Я перечислю этих замечательных людей в том порядке, в котором они присоединялись к нам.

Псой Короленко

Паша на одной из первых репетиций. Фото – Нина Кибрик.

То, что Псой – выдающийся бард, сонграйтер, исследователь песни (как он любит говорить «Бродячий учёный»), красавец и номинант на Grammy-2019 в составе Yddish Glory – можно прочесть в его биографии. Но сейчас хочется о другом. Паша с его влюбленностью в язык и в песню – великий ныряльщик. Жак Майоль, «ищущий в бездне», открывающий заново пропавшее и пропащее, а то достающий с глубины невозможные диковины на удивление, на смех, на размышление себе и нам. Начиная с фонетического нонсенса, слова “Акырыкыкынды” (звучащего скорее как “ЪКРККНДЭ”), и заканчивая конгениальным переводом на русский язык одного из лучших стихотворений XX века – «Кто остался?» Аврома Суцкевера.

Как только я понял, что основой нашего репертуара должны стать песни Тома Зе, Паша оказался главным и единственным кандидатом в солисты. А его любовь к песням, вдохновенная работа с текстами, отдача на сцене, боление и горение за проект – одна из наших суперспособностей.

Ян Бедерман

Ян на концерте «Оркестра интуитивной музыки».

«Деда» – самый старший из нас. Уникум. Музыкант, работающий «помимо» инструмента, напрямую с музыкой, а порой и помимо «музыки», напрямую с частью души, открывающейся на звук. Когда мы встретились в первый, раз он выслушал мой поток сознания и спросил примерно следующее: «Мы ведь не будем придумывать партии?». В итоге всё, что делает Ян рождается каждый раз как в первый. Иногда в это сложно поверить – настолько гармонично и строго звучит его кухня. А иной раз радикализм Яна зашкаливает и сравним разве что с бразильскими опытами Арто Линдсея – одного из лучших гитаристов мира, никогда не настраивающего свой 11-струнный инструмент.

Тиша Гармаш

Тихон Гармаш с сестрой Лизой на Концерте в КЦ ДОМ. Фото – Ван Буров.

Тихон – крутой, идеально «слышащий» музыкант. Скрипач, певец, перкуссионист, профессиональный звукорежиссер (сведение и запись нашего первого «сингла» – Аугусты – его работа). Разбор материала, нюансы аранжировок, и просто постоянная включённость в работу над музыкой – вот его роль в «Дефесе». Не говоря уже о прекрасном бэк-вокале и тонких, выверенных скрипичных акцентах в общей ткани. На самом деле Тихон – уже готовый и очень харизматичный солист. Отчасти этот его потенциал реализован в этно-электронном проекте EYWA3, но очень надеюсь, что и в составе «Дефесы» мы услышим его “номера”.

Варлам Проколов

Варлам в КЦ ДОМ. Фото – Ван Буров.

Молодой, но уже очень техничный гитарист со своим видением. Специалист по world music (как и Тихон – участник EYWA3), импровизатор, участник проектов Яна Бедермана, просто очаровательный и добрый человек. Сейчас он получает образование китаиста, исследует практически закрытый для нас пласт китайской независимой музыки. Его частые командировки были причиной отсутствия на нескольких концертах, на которых я, в меру способностей, заменял его, но Варлам – постоянный участник «Дефесы» и, безусловно, наша надежда!

Алиса Тен

Алиса Тен и Аня Хвостенко, великий дуэт.

Я очень благодарен друзьям, показавшим мне году в 2014 это чудо – удивительного обаяния и огромного дара певицу – Алису Тен. Я следил за ней с первой записи и почему-то вообще не удивился (только улыбнулся до ушей), спустя три года, когда, просматривая в ютубе кавер-версии песен Тома Зе, нашел её исполнение «Augusta Angélica e Consolação» в компании «Седых соловьев» – Олега Бойко и Ивана Лубенникова. Это был какой-то подарок и знак – увидеть, как твоя идея уже почти готова воплотиться силами любимых музыкантов – пусть они об этом и не знают.

Алиса живет и творит на запредельной скорости. Её интенсивность выше, чем у любого известного мне музыканта. А самое удивительное – она умеет делиться этой суперсилой. Репетиции, в которых участвует Алиса, раза в три эффективнее любых других. И не только в смысле проработки сольных партий. Она великолепная ансамблевая певица и прирожденный руководитель хора. Все наши вокальные аранжировки сделаны с её участием или просто полностью ею придуманы.

Алиса на репетиции Дефесы. Набросок Даши Даниловой.

Её голос – уже часть истории музыки, но вот только что, пока мы все сидели на карантине, Алиса придумала и записала в одиночку золотой, ни на что не похожий альбом собственных песен на стихи великого Збигнева Херберта на польском (!!!) языке. Поздравляю, у нас появился огромного, штучного таланта молодой композитор. Нет, ради такого праздника используем португальский феминитив: выдающаяся КОМПОЗИТÓРА, Алиса Тен!

Анна Хуснутдинова

Аня работает с Юлей Теуниковой. Репетиция в АРТ’ЭРИИ.

Аня, попавшая в «Дефесу» как переводчик и консультант по фонетике для вокалистов, стала нашей пианисткой, нашей душой, неотъемлемой частью. Помыслить «Дефесу» без Ани нельзя ни при каких обстоятельствах. Литературная работа, коррекция произношения, редактура и корректура текстов, «международные отношения» – связь с бразильскими товарищами (даже со штабом Тома Зе), забирающие фортепианные соло, авангардные акценты, нюансы «тяжелого бразильского» – это всё она.

Аня в КЦ ДОМ. Фото – Ван Буров.

Аня – мой первый адресат при любом новом начинании, будь то разбор песни, письмо в Бразилию или план выступления. Поглядите, что прячется под «Ангелом» на главной странице этого диска – и поймете, сколько она для нас делает кроме того, что видно и слышно зрителям на концертах. И все это – в свободное от переводов романов, записи прекрасных джазовых сюит, преподавания, акварелей и Бог еще знает чего – время!

Константин Шведов

Костя в КЦ ДОМ. Фото – Ван Буров.

Я очень люблю чай и много в нем понимаю. Однажды, сидя в любимой чайной TEA3, я спросил хозяина заведения Диму, какого бы супер-человека мне пригласить в проект на перкуссию – на что он сказал: «Знаешь, я думаю, тебе нужен не просто перкуссионист – тебе нужен мэн, со своей школой бразильских ударных». Так в нашем составе появился Костя. Не только глубоко врубающийся в бразильские ритмы, но обладающий полным набором всех возможных инструментов и отлично умеющий играть на всём, что стучит. Человек с огромной эрудицией: организатор, педагог, шоумен, психолог, композитор и продюсер, но прежде всего – музыкант. А! Ещё он любит чай и много в нем понимает.

Юлия Теуникова

Юлия Теуникова

Хорошо помню один день. Проект был в стадии первых переводов и долгих разговоров с будущими участниками. Но в составе солистов оставалось пустое место. Не было яростного женского голоса, способного убедительно, как свои песни, исполнить протестный блок нашей программы – «Каркару» и «Запрещать». Я перебирал всех знакомых, близких и дальних, и, между делом, вспоминал удивительной мощи певицу, фанатом которой был в начале нулевых. А вечером она появилась сама, как благословение.

Юля – матерый и постоянно совершенствующийся автор. Сейчас, когда я это пишу, она записывает с КоМПОзитом свой новый, лучший (опять!) альбом. Юля – это глубина, это вдумчивость, это точное знание – зачем ты делаешь то или это. Это зверский драйв, это форсаж, вибрато, от которого замираешь соляным столпом, потому что нельзя игнорировать такой голос. Но это и смех и тепло, это прекрасный собеседник, это, в конце концов, самый добрый, душевный и скромный человек на свете.

Алексей Стефановский

Леша Стефановский на том самом концерте в ДОМе. Фото – Ван Буров.

Один из лучших басистов страны. По-хорошему про таких музыкантов надо книги писать и делать это точно должны не мы. «Дефеса» – один из сотни проектов, в которых участвовал Лёха. Но он сразу сказал «Да!», когда я позвонил ему. Он любил наш балаган и переживал, до въедливости, за всё, относящееся к музыке: за сыгранность, за аранжировку, за грув и читаемость каждого такта. Он не перестал быть нашим другом, когда ушел (по сумме своих причин) в 2018 году осенью. Приглашал на день рождения, я не смог приехать (по сумме своих), но обнял его по телефону, мы договорились увидеться в ближайшем будущем, а оно не наступило. Лёха умер от сволочной и редкой болезни 12 января 2019 года, ровно через год после нашего счастливого концерта в АРТ’ЭРИИ.

В трудовой книжке у него стояло «Бас-гитарист. Московский Цирк Никулина». С этим Цирком как-то раз произошел цирк. Мы очень тщательно готовились к первому большому сольнику – «50 лет Тропикалии» в КЦ ДОМ. Репетировали до упаду, обновляли аранжировки, переводы, усиленными темпами вводили в состав нового прекрасного участника – Данилу Ленци, чистили вокальные партии. А за неделю до концерта Лёха, больше всех переживавший за качество игры, вдруг обнаруживает накладку в своем (совершенно адском, расписанном по минутам) графике и понимает, что не успевает к началу концерта. И это не исправить. И нет больше такого басиста и вообще нет басиста, и некому выучить материал – даже половину – за оставшееся время.

Лёха на репетиции Дефесы. Набросок Даши Даниловой.

Не помню (вернее, помню, но не скажу), как отыграл первое отделение на басу, спрятавшись за спины Данилы, Бори, Ани и Кости. Банда была идеальна. Говорят, что я ничего не испортил. Но во втором отделении ворвался Стефановский, переткнул свой пятиструнник и мы взлетели. Бас дымился. Ни до, ни после я не слышал у него такой убивающей атаки. Свидетельство тому – наш лучший концертный ролик того времени – Dois Mil E Um. Тот самый, который так полюбился братьям Батиста в августе 2019, когда Лёхи уже не было. Лёха был бы счастлив. Скупой на похвалы, он всё мерил по гамбургскому счету, но искренне радовался нашим «несмываемым успехам». Любовь и память!

Борис Долматов

Боря на концерте в Бумажной фабрике. Кадр из фильма.

Фактически музыкальный руководитель «Дефесы». Ну один из них – точно. Я помню Борю с того же времени, что и Юлю Теуникову. Он был гитаристом одного из первых и лучших Юлиных составов – «Города Макондо» – а потом и КоМПОзита, грандиозных «Регулярных частей авантюристов», проектов Карла Хламкина, «Точки Росы», группы «ТЮЛЕНЕВА» и кого только еще не… Почти не встречающееся сочетание экспрессии, строгости, вкуса и таланта аранжировщика. Говоря проще, Долматов играет так, что шуба заворачивается, но без единой лишней ноты. Золото, а не музыкант. Помню, аж подпрыгнул, когда Юля в нашем первом разговоре сказала, что снова играет с Борей, и предложила его в проект. В итоге как-то естественно сложилась схема разбора каждой новой вещи: мы слушаем материал, Боря немного думает, потом говорит – «А давайте попробуем…» – и с этого момента можно считать, что у песни появилось самое главное: идея.

Илья Липатов

Илья на концерте в АРТ’ЭРИИ. Фото – Вероника Дорофеева.

Хороший барабанщик – по определению человек занятой, востребованный и быстро передвигающийся по городу. А идеальный барабанщик, барабанщик-мастер, барабанщик, которого можно узнать за километр по одной только бочке – это, ребята, человек неуловимый и даже немного квантовый. Все наши ударники именно таковы (о майн Гот!), но Илья был первым. Именно его можно услышать на наших первых студийках, а также в записи концерта из АРТ’ЭРИИ. Грув и натиск, идеальная четкость, легкий характер, огромная коллекция анекдотов, хинкали, эрудиция и любопытство – всё это Илья. Если вы смотрите телик – есть хороший шанс увидеть красавца в передаче “Квартирник с Маргулисом”, а вообще он, как и Лёха, играл, наверное, в сотне проектов, может и не в одной. Тем приятнее было встретить его среди зрителей на записи Пескадоров. Это точно тот случай, когда «бывших не бывает».

Лиза Гармаш

Лиза на концерте в Плутоне. Фото – Евгения Смехова

Сестра Тихона (а всего в семье Гармашей семеро детей и все музыканты), самая младшая из нас. Я помню её совсем маленькой, а сейчас это прекрасная девушка с золотым характером и хрустальной чистоты сопрано. У Лизы очень серьезная хоровая школа. Именно с её появлением стало ясно, что наш состав укомплектован и достоин той музыки, под которую формировался. Послушайте внимательно «Любоедку», «Аугусту» или «2001» – то, что Лиза с братом делают на своих «вторых» ролях далеко не каждому солисту под силу! И очень хочется, чтобы роль её голоса в нашей банде только росла.

Владимир «Биг» Глушко

Володя на концерте в кафе МАРТ. Фото – Ван Буров.

Больше чем барабанщик. Композитор, голова, исключительной глубины и креативности музыкант. Автор собственной джазовой супергруппы «Bigateque», участник «Союза московских композиторов», «Лакочи» (о, кривые балканские ритмы!). Добрый великан, понимающий в чае даже поболее нашего с Костей. С Володей мы сыграли наши первые концерты, придумывали кучу аранжировочных фишек, которые так и остались с нами, а когда разошлись (квантовый график ударников!), продолжали бывать друг у друга на концертах и просто дружить. Сейчас Биг живет в Израиле, но мы не теряемся. Бывших не бывает.

Данила Ленци

Данила на концерте в КЦ ДОМ. Фото – Ван Буров.

Я злоупотребил в этом тексте превосходными степенями, восторгами и похвалами. Но ради Данилы злоупотреблю еще и еще. Данила не просто эксперт по латинской музыке, не просто супер-профи. Это человек, готовый улучшать проект бесконечно, делящий со мной (не он один, конечно) боль и ответственность за дела, казалось бы, уже далекие от чисто музыкальных, вроде монтажа роликов, организации гастролей, руководства на репетициях, контактов с клубами, даже сценических фишек («море» ладоней во вступлении «Морены» – его идея). С приходом Данилы я понял окончательно две вещи. Во-первых: если музыканты так близко принимают к сердцу идею «Дефесы», то идея эта определенно стоящая. А во-вторых: когда такой мастер так вкладывается в общее дело – ни у меня, ни у кого из нас нет права на фигню.

Роберт Мусин

Роберт на концерте в КЦ ДОМ. Фото – Ван Буров.

Вскоре после выступления на фестивале «Поток-2018» мы расстались с Лёхой Стефановским. Один из самых сложных моментов. Слава Богу, у нас была намечена большая пауза в концертах, оставалось время подготовиться и сработаться с новым музыкантом. Но как этого нового найти? В итоге место басиста занял коллега Бори по «Регулярным частям» и оркестру Хламкина, великолепный профессионал, спец по латинской и (снова!) балканской музыке, душа и мозг – Роберт. Мы сыгрывались несколько месяцев, подгоняли графики друг под друга, изо всех сил старались стать лучше. А когда наступил февраль 2019, ребята выехали в Питер (без меня) и прислали первое видео с телефона, я понял, насколько все было не зря. Ритм-секция «Дефесы» работала идеально, как никогда. Наши палиндромические гастроли MODOM – ДОМОД, закончившиеся выступлением в АРТ’ЭРИИ, прошли по-настоящему круто и счастливо. Во многом благодаря Робу.

Это самый немногословный музыкант. Роберт тихо улыбается где-то на задней линии. Настолько тихо, что его, красавца-мужчину, даже фотографы иной раз забывают отметить. Он улыбается и вроде всё идет просто «как надо». Но потом ты слушаешь запись концерта, а потом еще и еще, и сбиваешься, пытаясь сосчитать красивые, эффектные, точные находки в бас-партии, украшения и технические фишки. Играть вот так скромно, сложно и точно – уже не просто профессионализм, а настоящий дар. В том числе и человеческий.

Но «Дефеса» – это не только участники банды. Сколько на нашем маршруте было и есть прекрасных, неравнодушных людей: музыканты, журналисты, фотографы, режиссеры, аниматоры, организаторы фестивалей и концертов, художники и дизайнеры, просто друзья и совсем незнакомые люди, медийные и частные, готовые вписаться в нашу аферу и помогать, просто потому, что «Дефеса» – такая, какая она есть! Огромное сердечное спасибо им. Слава Богу за всё. Шалость удалась! Объятия!

Total Views: 135 ,

Московский музыкант, поэт, автор-исполнитель, создатель и автор русских текстов бразильского рок-проекта Дефеса (солисты – Псой Короленко, Алиса Тен, Юлия Теуникова). Работает дизайнером.

Рубрика:

Комментариев нет

Добавить комментарий