«Эльдорадо» — испанский фильм 1988 года режиссёра Карлоса Сауры, действие которого происходит в Перу, Бразилии и Венесуэле. Он интересен прежде всего тем, что на 100% соответствует реальным историческим событиям, что достаточно редкое явление для художественного фильма.

О режиссёре

Карлос Саура наряду с Луисом Бунюэлем и Педро Альмодоваром считается одним из величайших режиссеров Испании. Его карьера длилась более полувека, а фильмы завоевали множество международных наград. В 1980-е годы Саура снял необычную трилогию, посвящённую фламенко – «Кровавая свадьба», «Кармен» и «Волшебник любви». В 1982 году Саура создал свой первый латиноамериканский фильм «Антоньета» — жизненную историю женщины, происшедшую во время мексиканской революции.

В 1985 году Саура обратился к продюсеру Андресу Висенте Гомесу с предложением профинансировать амбициозный фильм об экспедиции Лопе де Агирре в поисках Эльдорадо. Съёмки проходили в Коста-Рике в 1987 году, и на тот момент фильм стал самым дорогим в истории испанского кино. Работа была номинирована на Каннский кинофестиваль и Фестиваль Гойя, ничего не выиграла, но тем не менее высоко оценивается критиками.

В середине – Инес де Атьенса и Педро де Урсуа.

Сюжет

Триста испанских солдат с десятками рабов-негров и индейцев-проводников под руководством губернатора Эльдорадо Педро де Урсуа (Ламберт Вильсон) отправилась вниз по перуанской реке Мараньон в поисках Страны Омагуа – на территорию будущих Бразилии и Венесуэлы. Вместо богатых индейских государств испанцы видят только реку и безлюдные джунгли. Им не хватает еды, от жары и влажности у них начинают гнить корабли.

Урсуа, аристократ и хипстер, не пользуется популярностью среди солдат. Всё время плавания он проводит под палантином со своей возлюбленной, метиской Инес де Атьенса (Габриэла Роэль), так словно это загородный пикник, а все окружающие – просто слуги. Поскольку экспедиция невыносимой для её рядовых участников, несколько её участников просят разрешения у командира вернуться в Перу, но Урсуа силой подавляет их сопротивление. Вскоре после этого Урсуа рассказывает своему другу Фернандо де Гусману (Эусебио Понсела), что он смертельно болен, и найдёт Эльдорадо любой ценой.

Среди испанцев постепенно выходит на первый план Лопе де Агирре (Омеро Антонутти), храбрый, амбициозный и беспощадный солдат, который путешествует в сопровождении своей дочери-метиски Эльвиры (Инес Састре). Он выходец из Басконии, его прошлое скрывается в тумане. Согласно хроникам (но не фильму), он был дважды осуждён на смертную казнь за изнасилования и убийства. Он присвоил фамилию аристократического рода, правящего у него на Родине, своей фамилии у Агирре не было.

Во время празднования Рождества в индейской деревне несколько человек, в том числе Лопе де Агирре, подняли мятеж и убили Урсуа. Они назначают новым руководителем экспедиции Фернандо де Гусмана. Лопе де Агирре, боясь за свою жизнь, готовит заговор против своих товарищей-мятежников, один из которых, Ла Бандера, становится новым любовником леди Инес де Атьенса. Уничтожив своих соперников, Агирре провозглашает независимость от короля Испании Филиппа II и объявляет Гусмана принцем Перу, Чили и Эльдорадо. У Гусмана, который теперь полностью зависит от Агирре, нет другого выбора, кроме как согласиться. Отряд спускается по реке Ориноко в сторону испанских колоний на Карибском побережье.

Тем временем Инес де Атьенса убеждает Лопе де Агирре, что Гусман раскаивается в предательстве короля Филиппа и замышляет заговор. Агирре уничтожает Гусмана, офицеров и саму Инес, поскольку не хочет стать объектом её интриг. После этого Агирре провозглашает себя принцем Перу, Тьерра-Фирме и Чили, направив королю Филиппу II оскорбительное письмо, в котором также провозглашает отмену рабства и равное положение всех людей в его «королевстве».

Продолжая спуск по Ориноко, Агирре заболевает лихорадкой. В одном из бредовых видений ему представляется, как он терпит поражение и убивает свою дочь Эльвиру. Это действительно произойдёт в будущем – о чём сообщает закадровый голос в конце фильма. Судьба остальных героев фильма остаётся неизвестной.

Фильм и история

“Эльдорадо” – олдскульный фильм, и это заметно по многим признакам. Сюжет в нём развивается медленно, чувствуется внимание к деталям и чисто операторским фишкам. Очень повеселил режиссёрский ход, когда в кадре долго демонстрируется толпа солдат в кирасах, офицеров с лентами и плюмажами, которые на торжественной и пафосной речи аделантадо Педро де Урсуа истошно орут “Слава королю!”. Но потом камера спускается ниже, и становится видно, что доспехи и парадный декор закрывают только верхнюю часть тела, а вообще-то все они стоят в трусах и босиком.

“Эльдорадо” – первый попавшийся мне фильм о конкистадорах, который на 100% соответствует описываемым в нём историческим событиям, и даже актёр на роль Педро де Урсуа подобран с заметным портретным сходством. Наверное, это хорошо для популяризации истории, но работает ли это на художественный замысел фильма – большой вопрос. Лично мне кажется, что после убийства Инес де Атьенса можно было бы спокойно ставить точку. Однако, вместо этого мы получаем ещё примерно час тягомотины, которая мало что добавляет и всё равно заканчивается ничем, потому что упаковать в два часа просмотра полное житие Лопе де Агирре Саура оказался не в состоянии. Однако, убийство конкистадором своей дочери Эльвиры, которое вполне могло бы стать кульминацией фильма, всё-таки присутствует в виде горячечного видения.

Насколько известно из прессы, основная идея фильма – это схождение с ума людей перед лицом неизвестности. Честно, догадаться об этом сложно: мужчины-конкистадоры начисто лишены эмоций и убивают друг друга, вероятно, лишь потому что это для них привычный способ решения проблем. Более того, кастинг подобран таким образом, что большинство из этих бородатых людей похожи друг на друга внешне и не обладают запоминающимися личными чертами – кроме чисто выбритого священника, капитана-алкоголика Алонсо и, конечно, Педро де Урсуа. Две женские героини – Инес и Эльвира, напротив, весьма яркие и психологически богатые персонажи – но это, разумеется, не след “феминизации” истории Конкисты, а просто мужская симпатия режиссёра.

Ради чего снята вторая половина фильма? Во-первых, в ней конкистадоры вторично отрекаются от власти короля Испании (уже в пользу новоявленного “Принца Свободы” Агирре), и, похоже, сами не очень верят в то, что это делают. Во-вторых, Лопе де Агирре освобождает рабов, говоря, что “мы всё родились одинаково” и что “негры и индейцы мои друзья, как и испанцы”. Учитывая наличие дочери-метиски, это не удивляет. Мне кажется, акцент на этом эпизоде сделан потому, что тема рабства в Америке достаточно болезненна, больше, чем мы в России об этом знаем. В конце концов, назвал же Симон Боливар этого убийцу с безукоризненно омерзительной репутацией первым борцом за независимость Латинской Америки.

Можно подумать, что я ругаю этот фильм, но на самом деле, это не так. Это очень качественная и достоверная работа, погружающая в атмосферу и эпоху. Удачной реконструкции способствует ещё одно достоинство фильма, которого почему-то напрочь лишены почти все фильмы о Конкисте – в “Эльдорадо” потрясающая музыка Алехандро Массо. Причём это касается не только фонового звукоряда, в котором мы слышим очень качественную стилизацию музыки 16 века, сыгранную на традиционных инструментах, но и народные песни, которые эпизодически поют герои фильма. В конце концов, не зря же Карлос Саура столько времени изучал музыку фламенко и традиционный испанский танец. Ничего удивительного, что Алехандро Массо работал с ним не только в “Эльдорадо”, но и в других фильмах.

Немного истории, оставшейся за кадром

Карлос Саура, кажется, разжëвывает мельчайшие исторические эпизоды, и всё-таки часть этой истории полностью остаётся за кадром. В её центре – действующий вице-король Перу Андрес Уртадо де Мендоса, снарядивший экспедицию Педро де Урсуа.

Мендоса занимал свой пост 15 лет. Он прибыл в Перу спустя несколько лет после окончания Гражданской войны и первым делом погасил сопротивление сражающихся друг с другом отрядов конкистадоров. После этого Мендоса заключил перемирие с инками, основал ряд больниц и школ, был попечителем университета Лимы.

Экспедиции, которые направлял Мендоса вглубь страны носили не исследовательский, а карательный характер – причём де Урсуа почти всегда был их руководителем. Верил ли Мендоса в Эльдорадо? Я уверен, что нет. Просто к концу 15-летнего срока Перу было полностью подчинено власти короля, а толпу озверевших солдат нужно было куда-то девать. Понятно, что если бы они открыли и завоевали Страну Омагуа, это был бы успех. Но, пожалуй, правильнее будет сказать, что, отправляя людей со смертельно больным командиром на верную гибель, Мендоса ничем не рисковал.

Правда, самому вице-королю это не помогло. Став жертвой интриг, он лишился своего высокого поста и умер ещё до прибытия нового наместника.

Total Views: 53 ,

Лидер рок-групп «Происшествие», «Твоё лето не будет прежним». Профессиональный веб-разработчик и администратор сайтов/соцсетей, открыт для деловых предложений. Живёт в подмосковном городе Щёлково.

Рубрика:

Комментариев нет

Добавить комментарий