Антон Аксюк рассказывает о музыкальном проекте «Дефеса», популяризирующем бразильскую музыку в России. Песня Жуана ду Вале «Carcará» в исполнении Нары Леау — известный в Бразилии хит, посвящённый политической тематике. По-русски она звучит в переводе Полины Шиндяпиной, Анны Хуснутдиновой и Юлии Теуниковой.
Нара Леау с дочками.

Нара Леау (Nara Leão) – ангел Тропикалии, хотя сейчас её помнят прежде всего как звезду боссановы с нежным голосом. Маленькая женщина, храбрая, как лев (Leão!). Нара была из «хорошей семьи», но в начале 60-х ходила в фавелы с гитарой, искала бедняцкие песни, а потом вместе с двумя крутыми черными авторами – Зе Кети (Zé Keti) и Жуаном ду Вале (João do Vale) организовала протестное шоу «Opinião» (Мнение).

Нара, Зе Кети и Жуан Ду Вайле. Шоу Opinião.

«Carcará» была её коронным номером. Злая самба, в которой Каракара (крупный американский сокол-падальщик, стервятник), крадущая ягнят и жрущая любой тухляк, олицетворяет собой местные власти и бандитов, мучающих крестьян Северо-Востока. Автор – Жуан ду Вале – сам приехал в Рио из этого бедного и засушливого региона и точно знал, о чем поет. Но сила Каркары ещё и в том, что боль Северо-Востока резонировала в ней с болью всей Бразилии. В 1964 году происходит переворот, на двадцать лет превративший страну в военную диктатуру. Для слушателя того времени связь между текстом и политикой была очевидна. На сцене Нара срывала голос, докрикивала песню на морально-волевых, но все равно публика приходила специально «на Каркару».

Нара и главный мозг Тропикалии – великий композитор и продюсер Рожерио Дупра.

В 1965 году в Сальвадоре, штат Баия, на открытии театра Vila Velha Нара услышала шоу пяти молодых местных талантов – Каэтано Велозу, Жилберто Жила, Гал Косты, Тома Зе и Марии Бетании. Голос Бетании – огромный, низкий, полностью противоположный по тембру голосу самой Нары, поразил её. Недолго думая, она приглашает молодую певицу в Рио, своим дублером в Opinião, «на Каркару». Вместе с Марией (несовершеннолетней) отправился её старший брат Каэтано, так началась экспансия баианцев в Рио, с этого момента можно отсчитывать историю Тропикалии.

Мария Бетания в шоу Nós, Por Exemplo… (Например, мы…), Сальвадор, штат Баия, 1964 год.
Мария Бетания в Opinião, Рио, 1965 год.

В нашем репертуаре место «под Каркару» было забито изначально для Юли Теуниковой. Только ей под силу передать напор и ярость этого боевика.

Carcará
Pega, mata e come
Carcará
Num vai morrer de fome
Carcará
Mais coragem do que homem
Carcará
Pega, mata e come

Carcará
Lá no sertão
É um bicho que avoa que nem avião
É um pássaro malvado
Tem o bico volteado que nem gavião

Carcará
Quando vê roça queimada
Sai voando, cantando,
Carcará
Vai fazer sua caçada
Carcará
come inté cobra queimada

Carcará
Pega, mata e come
Carcará
Num vai morrer de fome
Carcará
Mais coragem do que homem
Carcará
Pega, mata e come

Quando chega o tempo da invernada
O sertão não tem mais roça queimada
Carcará mesmo assim num passa fome
Os burrego que nasce na baixada

Каркара – хищная тварь летает
Каркара – нас как липку обдирает
Каркара – лопает и не дохнет
Каркара – а люди с голоду сохнут

Carcará é malvado, é valentão
É a águia de lá do meu sertão
Os burrego novinho num pode andá
Ele puxa o umbigo inté matá

Carcará
Pega, mata e come
Carcará
Num vai morrer de fome
Carcará
Mais coragem do que homem
Carcará
Pega, mata e come

Total Views: 93 ,

Московский музыкант, поэт, автор-исполнитель, создатель и автор русских текстов бразильского рок-проекта Дефеса (солисты – Псой Короленко, Алиса Тен, Юлия Теуникова). Работает дизайнером.

Рубрика:

Комментариев нет

Добавить комментарий